Кирпичная церковь, построенная, судя по архитектуре, в 1-й пол. XVIII в. Двусветный одноглавый трехапсидный четверик с небольшой трапезной и отдельно стоящей надвратной шатровой колокольней. Декор в духе зодчества кон. XVII – нач. XVIII вв., с поясом кокошников над карнизом. Второй престол Иоанно-Богословский. Закрыта не позже 1930-х, венчания сломаны, в 1958 снесена колокольня. Занята пищекомбинатом.
Церковь стоит на Елатомском городище. В XVII-XVIII вв. тут располагался мужской Елатомский Рождественский монастырь, упраздненный до 1764.
На территории бывшей крепости (городища) в центре находилась самая древняя в городе церковь Рождества Пресвятой Богородицы, некогда принадлежавшая мужскому монастырю. О времени постройки этой церкви ничего не известно. По преданию она была древнее всех Елатомских церквей.
Не считая домовых церквей (при больнице, тюрьме и гимназии), это был единственный в Елатьме полностью отапливаемый храм в отличие от прочих, имевших только отапливаемые трапезные с приделами.
Храм этот имел два престола. Главный – в честь Рождества Богородицы и придельный в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В храме имелась местночтимая Владимирская икона Божьей Матери. Приход составлял более 260 человек.
Сохраняя в себе образчик старинной архитектуры, эта церковь некогда принадлежала обители, уничтоженной еще в XVIII веке, вероятно, в 1764 году. По данным 1740 года в Рождественском монастыре Елатьмы проживало только 2 монаха. Около ее приземистой колокольни, сложенной осмериком с просветами в верхних сводах без кровли, находились остатки каменных келий и подле них – ряды земляной насыпи, свидетельствовавшие о том, что здесь был монастырский огород. В этой древней церкви до революции хранилось несколько замечательных вещей из церковной утвари: напрестольное евангелие в малиновом бархате с серебряными в позолоте чеканами Спасителя и Евангелистов с надписью: «1689 года в елатомский монастырь Рождества Пресвятыя Богородицы приложил евангелие и Евангелистов елатомский посадский человек Савва Степанов Самгин с своими детьми», вседневное толковое евангелие с надписью по листам: «1699 года июня 13 дня Москвитин, столовый источник Иван Степанов Бронницкий с детьми…. к Рождеству Пресвятыя Богородицы на вечное поминовение родителей».
Елатьма играла видную роль при формировании и оснащении русских войск, участвовавших в походе Ивана Грозного на Казань.
При праздновании юбилея победы русских войск под Казанью и учитывая заслуги Елатьмы в этом и была воздвигнута башня-звонница своеобразной архитектуры времён Ивана Грозного. На звоннице был подвешен колокол с большим содержанием серебра и дарственной надписью «Дар царя Иоанна Васильевича».
На верхней шатровой части башни были установлены гиревые часы с боем и циферблатами на три стороны. Бой часов слышен был по всему городу.
Благодаря старинной фотографии, разысканной редактором сайта летом 2008 года в одном из частных архивов, мы знаем теперь, как выглядели эти часы.
По свидетельству архивных документов в 1876 году настоятелем этого храма был священник Я.Е.Лекторский, церковным старостой – почетный гражданин города Елатьмы Умнов. Слава этой фамилии не пропала во тьме столетий и неожиданно расцвела в нашем веке. Но это совершенно иная история.
В 1909 г. священником Рождество-Богородицкой церкви г. Елатьмы служил Михаил Липов в возрасте 37-ми лет.
В 1958 году звонница была разобрана. В зданиях под звонницей и оставшейся части храма при советской власти были размещены цеха пищекомбината.
Когда ломали звонницу и храм, вся территория вокруг этих зданий была засыпана горами битого кирпича, который потом не вывезли, а просто разровняли, в результате чего оба эти здания погрузились в него на целый метр.
А некогда фасад этого здания был значительно выше.
По словам местных жителей, колокол Ивана Грозного до сих пор спрятан под землей где-то вблизи этой церкви.
По имеющимся сведениям колокол в 1935 году был снят и направлен в переплавку для нужд народного хозяйства.