Система российского законодательства об охране историко-культурного наследия представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу.
Конституции Российской Федерации
Отдельные общие нормы содержаться в Основах законодательства о культуре Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом РФ 09.10.1992 № 3612-1 (последняя редакция от 23.07.2008).
Так в соответствии с указанным нормативно-правовым актом культурное наследие народов Российской Федерации – это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.
Основами законодательства о культуре также определяется правовой режим особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Базовым законом в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (последняя редакция от 23.07.2008, с изм. от 17.12.2009).
Федеральный закон № 73-ФЗ направлен на реализацию вышеуказанных конституционных прав и обязанности, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии с указанным законом объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Федеральным законом № 73-ФЗ установлено, что в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений её многонационального народа.
При этом, в соответствии с указанным законом, – государственная охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В Федеральном законе № 73-ФЗ объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации дается официальное определение. В соответствии со ст. 3 к таковым относятся: “объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры”.
Необходимо отметить, что к отношениям, связанным с владением, пользованием и распоряжением объектами культурного наследия как объектами недвижимого имущества применяется соответствующее законодательство Российской Федерации (в частности, Гражданский кодекс РФ) с учетом особенностей, установленных Федеральным законом № 73-ФЗ.
В статье 7 Федерального закона № 73-ФЗ детализируются права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Так, гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленном пунктом 3 статьи 52 указанного Федерального закона. Каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия в порядке, установленном Федеральным законом №73-ФЗ, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В статье 8 закрепляются полномочия общественных и религиозных объединений, которым предоставляется право оказывать содействие федеральному органу исполнительной власти, специально уполномоченному в области государственной охраны объектов культурного наследия, в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следует особо подчеркнуть, что для полноценной реализации положений Федерального закона № 73-ФЗ в нем были предусмотрено принятие Правительством Российской Федерации отдельных подзаконных актов, раскрывающих те или иные базовые положения закона.
В настоящее время приняты следующие подзаконные акты:
Однако многие подзаконные акты так и остались непринятыми:
народов Российской Федерации, либо пользующегося им на основании договора безвозмездного пользования и производящего за счет собственных средств работы по его сохранению, компенсации произведенных им затрат.
Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ был также начат процесс разграничения собственности на объекты культурного наследия, являвшихся недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до 27 декабря 1991 г. между Российской Федерацией и её субъектами.
В этой связи необходимо также отметить особенности приватизации памятников истории и культуры, которая на сегодняшний день возможна в отношении тех объектов, по которым завершен процесс разграничения собственности.
Федеральным законом “О приватизации государственного и муниципального имущества” предусмотрен ряд особых положений, применяемых при приватизации памятников истории и культуры. Так, объекты культурного наследия могут приватизироваться только при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию (охранными обязательствами).
При этом охранное обязательство должно содержать требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ, а также иные обеспечивающие сохранность такого объекта требования.
Указанный закон также содержит оговорку, что случае, если интерьер внутренних помещений объекта культурного наследия не является предметом охраны данного объекта, обеспечение доступа граждан во внутренние помещения объекта культурного наследия не может быть вменено в обязанность собственника объекта культурного наследия.
Законом также предусматривается, что в случае продажи объекта культурного наследия на конкурсе, условия конкурса могут предусматривать проведение реставрационных работ.
Необходимо также отметить, что законодательство об охране историко-культурного наследия находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Специальные законы субъектов Российской Федерации, дополняющие Федеральный закон № 73-ФЗ, приняты практически во всех регионах России. Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации принятые по вопросам совместного ведения не могут противоречить федеральному законодательству.
Ответственность за нарушения законодательства об охране историко-культурного наследия установлена Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации и Уголовным кодексом Российской Федерации.
Так, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, включенных в Государственный реестр объектов культурного наследия (Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения), их территорий, а равно несоблюдение ограничений, установленных в зонах их охраны, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
За более серьезные нарушения предусмотрена ответственность в статье 243 Уголовного кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанной статьей уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Российская Федерация также ратифицировала ряд европейских конвенций, которые стали составной частью российского законодательства об охране историко-культурного наследия, а именно¹ :
Конвенция 1954 г. “О защите культурных ценностей а случае вооруженного конфликта” и Исполнительный регламент | 7 августа 1956 г. | Конвенция ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 12 декабря 1956 г. Ратификационная грамота СССР депонирована Генеральному директору ЮНЕСКО 4 января 1957 г. | Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. №1-ФКЗ “О военном положении”
Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ “О чрезвычайном положении” |
Первый протокол 1954 г. к Конвенции “О защите культурных ценностей а случае вооруженного конфликта” | 7 августа 1956 г. | Протокол ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 12 декабря 1956 г. Ратификационная грамота СССР депонирована Генеральному директору ЮНЕСКО 4 января 1957 г. | Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. №1-ФКЗ “О военном положении” Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ “О чрезвычайном положении” |
Второй протокол 1999 г. к Конвенции “О защите культурных ценностей а случае вооруженного конфликта” | 9 марта 2004 г. | Протокол Россией НЕ РАТИФИЦИРОВАН | Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. №1-ФКЗ “О военном положении”
Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ “О чрезвычайном положении” |
Конвенция 1970 г. “О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности” | 24 апреля 1972 | Конвенция ратифицирована Указом Президиумом Верховного Совета СССР от 02.02.1988 г. №8423-XI. Ратификационная грамота СССР передана Генеральному директору ЮНЕСКО 28 апреля 1988 г. | Закон РФ от 15 апреля 1993 г. №4804-I “О вывозе и ввозе культурных ценностей” |
Конвенция 1972 г. “Об охране всемирного культурного и природного наследия” | 17 декабря 1975 | Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 марта 1988 г. №8595-XI. Ратификационная грамота сдана на хранение Генеральному директору ЮНЕСКО 12 октября 1988 г. Конвенция вступила в силу для СССР 12 января 1989 г. | Федеральный закон от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” с изменениями
Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. “Об охране и использовании памятников истории и культуры” (с изменениями от 18 января |
Конвенция 2001 г. “Об охране подводного культурного наследия” | В силу не вступила. Необходимо 20 ратификаций, в настоящее время – 14 | Конвенция Россией НЕ РАТИФИЦИРОВАНА | Федеральный закон от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” с изменениями
Федеральный закон от 31 июля 1998 г. №155-ФЗ “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации” |
Конвенция 2003 г. “Об охране нематериального культурного наследия” | 20 апреля 2006 г. | Конвенция Россией НЕ РАТИФИЦИРОВАНА | Закон РФ от 9 октября 1992 г. №3612-I “Основы законодательства Российской Федерации о культуре” (с изменениями от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.) |
Конвенция 2005 г. “Об охране и поощрении форм культурного самовыражения” | 18 марта 2007 г. | Конвенция Россией НЕ РАТИФИЦИРОВАНА | Закон РФ от 9 октября 1992 г. №3612-I “Основы законодательства Российской Федерации о культуре” (с изменениями от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.) |
Конвенция УНИДРУА 1995 г. “О похищенных и незаконно вывезенных культурных ценностях” | 01 июля 1998 | Конвенция подписана Россией согласно распоряжению Президента РФ от 29 июня 1996 г. N 350-рп, но НЕ РАТИФИЦИРОВАНА | Закон РФ от 15 апреля 1993 г. №4804-I “О вывозе и ввозе культурных ценностей”, Гражданский кодекс РФ. |
Европейская Конвенция (пересмотренная) 1992 г. “Об охране Археологического наследия” | 25 мая 1995 г. | Конвенция подписана Россией 16.01.1992 г. на основании Распоряжения Правительства РФ от 14.01.1992 г. №69-р “О подписании Европейской конвенции по защите археологического наследия (переработанной)”. Конвенция Россией НЕ РАТИФИЦИРОВАНА | Федеральный закон от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” с изменениями |
Европейская Конвенция 1985 г. “Об охране архитектурного наследия Европы” | 1 января 1987 г. | Конвенция ратифицирована СССР. Конвенция вступила в силу для СССР 1 марта 1991 г. | Федеральный закон от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” с изменениями |
________________
¹ Источник: Культурное наследие народов Российской Федерации:актуальные вопросы Экспериментальная версия Ежегодного доклада. Общественная палата РФ, 23 ноября 2009 г.