Железнодорожный вокзал (п. Елатьма, ул. Полевая 22)

Адрес объекта
Российская Федерация, Рязанская область, Касимовский район, Елатьма, улица Полевая, 22
Объект на карте
Яндекс Карта

Карточка объекта

  • Категория
    Памятник архитектуры и градостроительства
  • Вид объекта
    Отдельный памятник
  • Год постройки
    нач. ХХ в.
  • Автор(ы)
    Нет данных
  • Номер ЕГР ОКН
    Нет данных
  • Собственность
    Муниципальная собственность
  • Владелец
    Нет данных
  • Стр. субстанция
    Каменное строение
  • Статус охраны
    Нет данных
  • Сocтояние
    Хорошее
  • Паспорт объекта
    Отсутствует

Описание объекта

Впервые вопрос о соединении Мурома с Москвой железной дорогой был поставлен в 1849 году, то есть тогда, когда в восточном от столицы направлении не было уложено ни одной версты рельсового пути. С предложением об устройстве железной дороги от Москвы до Елатьмы (через Муром) выступил отставной поручик А. А. Вонлярлярский. Однако разрешения на работы не получил, что, впрочем, его не убедило в безнадёжности этого предприятия. Несколько позже, в 1852 году он вновь беспокоит главноуправляющего путей сообщения и публичных зданий аналогичным предложением, но просит разрешить строительство железной дороги если не до Елатьмы, то хотя бы до Мурома. Но и это ходатайство осталось без удовлетворения.1862 году дорога через Муром с продолжением до Нижнего Новгорода была построена, но строительство ветки до Елатьмы не было реализовано.

13 ноября 1869 года разрешено было инженеру Эвальду произвести, на собственный счёт, изыскания для железной дороги от Москвы до Симбирска, через города. Егорьевск, Касимов, Елатьму, Ардатов, Арзамас и Алатырь. Благоприятного результата не последовало.

На рубеже XIX и XX веков существовал железнодорожный проект с Высочайше утверждённой Государем Николаем II схемой узкоколейки Рязань-Тума-Касимов-Елатьма (1899-1904 годы). Часть трассы этой узкоколейки проходила по населённой местности Касимовского уезда, параллельно Касимовского большого тракта вблизи Баташёвского железоделательного завода и пристани Забелино, а от Касимова она направлялась тоже по очень населённым местам к городу Елатьма на реке Оке. На всём протяжении железной дороги предполагалось устроить три станции, пять полустанций и три разъезда. Наибольший перегон между станциями и разъездами не более 15 вёрст. Станциям Касимов и Елатьма предстояло располагаться возле самих городов и иметь с улицами этих городов хорошее сообщение… В итоге и этот проект по ряду причин не был реализован.

5 февраля 1914 года на чрезвычайной сессии Елатомского уездного земского собрания был заслушан доклад по вопросу железнодорожной линии Моршанск-Сасово-Елатьма с выходом на железнодорожный мост через реку Оку под Елатьмой, которая могла бы стать органичным дополнением к существовавшему в правлении Общества Московско-Казанской железной дороги проекту подъездного пути Муром-Меленки-Елатьма-Касимов. Одним из преимуществ данного подхода было получение огромного транспортного железнодорожного пути, соединяющего мировой торговый город Нижний Новгород с югом России прямой железнодорожной линией, проходящей по густонаселённой и на большом пространстве покрытой лесами местности. Но и эта инициатива не получила дальнейшего развития вследствие начала Первой мировой войны.

Железнодорожный транспорт не пришёл в Елатьму. Тем не менее, в начале XX века на её западной окраине было построено здание, предназначавшееся для железнодорожного вокзала. Некоторое время в нём поочерёдно размещались райвоенкомат, общежитие СПТУ, а теперь — спальный корпус детского дома. К зданию ведёт улица — бывшая Рождественская, ныне Красноармейская.

В данный момент здесь располагается интернат.

Актуальность информации
Последнее изменение данных об объекте: 19 апреля, 2022 в 2:33
Поделитесь этой страницей: