Рязанская область, Касимовский район, р.п. Елатьма, ул. Луначарского д. 48а

Адрес объекта
geo%3A54.964706%2C41.751125
Российская Федерация, 391351, Рязанская область, Касимовский район, Елатьма, Луначарского, 48, а

Карточка объекта

  • Категория
    Памятник архитектуры и градостроительства
  • Вид объекта
    Отдельный памятник
  • Год постройки
    19 век
  • Автор(ы)
    Нет данных
  • Номер ЕГР ОКН
    Нет данных
  • Собственность
    Нет данных
  • Владелец
    Нет данных
  • Площадь объекта
    от 1000 до 3000 кв. м.
  • Стр. субстанция
    Каменное строение
  • Статус охраны
    Нет данных
  • Сocтояние
    Удовлетворительное
  • Паспорт объекта
    Отсутствует

Предназначение и использование объекта

  • Первоначально
    Четырёхклассная прогимназия
  • В наст. время
    Нет данных
  • В перспективе
    Нет данных

Описание объекта

С мая 1786 года по декабрь 1788 года Тамбовским наместником был знаменитый поэт России и видный общественный деятель Г. Р. Державин. Всего через полгода после его вступления в должность тамбовского губернатора Тамбовское народное училище, названное Главным, приняло учащихся. Средства на мебель, учебные пособия жертвовали местные помещики и купцы (сам Державин пожертвовал из своих средств 100 рублей), даже 105 рублей, «отобранные у одного атамана разбойников, Кузьмы Осипова, пойманного в Елатомском лесу» (журнал «Русский вестник») тоже пошли на училище.

В 1778 году Елатьма, при административном переустройстве России и делении ее на губернии, становится уездным городом и передается Тамбовскому наместничеству. В нескольких городах, в том числе в Елатьме, в том же году открываются «малые народные», которые лишь в 1820-е гг. были переименованы в уездные[2] (по другим версиям уездное училище было открыто в Елатьме в 1787 году – «1 января 1787 года торжественно, с молебствиями и освящением по предписанию генерал-губернатора И.В.Гудовича народные школы были открыты в Козлове (24 ученика), Лебедяни (9 учеников), Елатьме (8 учеников), Шацке (27 учеников), Моршанске (24 ученика). Всего намечалось учредить одиннадцать училищ. Первым, направленным на работу в Елатомскую народную школу, был учитель Куликовский»). В РГИА находятся дела, косвенно подтверждающие первый вариант (Ф. 733 Оп. 39 Д. 249 Дело о пожертвовании купцом Фокиным дома и денег на учреждение уездного училища в городе Елатьме Тамбовской губернии и ассигновании штатной суммы на его содержание. 6 сентября 1818 г. – 14 июня 1819 г.; Ф. 733 Оп. 39 Д. 339 Донесение попечителя Казанской учебного округа об открытии уездного училища в городе Елатьме. 4 декабря 1820 г. – Н. Г. Зиновин также приводит данные о том, что в январе 1819 года золотая медаль на аннинской ленте была вручена «3-й гильдии купеческому сыну Фокину за пожертвование в пользу уездного училища в городе Елатьме дома стоимостью 5500 рублей и 2000 рублей деньгами и другие добрые дела на благо Отечества».). В 1807 году открывается приходское училище. Сохранились чертежи обоих училищ (Ф. 733 Оп. 96 Д. 708 Училища уездное и приходское в городе Елатьме. Фасады, планы домов и земельных участков. Губернский архитектор Урюпин. 5 марта 1825 г.).

Четырёхклассная прогимназия была учреждена 08.05.1873, официальное открытие состоялось 26 сентября 1873 г. по старому стилю, что соответствует 8 октября по современному григорианскому календарю.

Эта гимназия была открыта одновременно с такими же гимназиями в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе и Воронеже (РГИА Ф. 565 Оп. 4 Д. 15067 Департамент государственного казначейства Министерства финансов. Об учреждении 5 прогимназий в городах Санкт-Петербурге, Москве, Одессе, Воронеже и Елатьме; Зиновин, Н. Г.). Вскоре она была преобразована в шестиклассную прогимназию.

На церемонии открытия прогимназии в 1874 году присутствовал попечитель Харьковского учебного округа А.А. Воскресенский, уездный предводитель дворянства коллежский секретарь Михаил Васильевич Неклюдов и камергер, статский советник Аполлон Иванович Граве. С торжественной речью выступил законоучитель Елатомской прогимназии священник о. Александр Царевский.

Большая роль в её учреждении принадлежит председателю училищного совета Елатомского уезда, гласному Елатомского земского собрания камергеру Аполлону Ивановичу Граве. А. И. Граве окончил корпус инженеров путей сообщения. Жил в с. Иванчино Елатомского уезда Тамбовской губернии (в 0,2 км сев. Елатьмы).

С 1867 в течение 6 лет он целенаправленно добивался открытия прогимназии в Елатьме. Поддержку и помощь в этом благородном деле, в том числе и финансовую, оказывал ему уездный предводитель дворянства – коллежский секретарь Михаил Васильевич Неклюдов. Через год после открытия гимназии в знак глубокой благодарности за огромную работу по организации этого учебного заведения городская дума избрала его почетным гражданином города.

С 1 июля (13 июля по н. ст.) 1881 года Елатомская шестиклассная прогимназия была преобразована в полную восьмиклассную гимназию, успешное окончание обучения в которой давало право выпускникам на поступление в высшие учебные заведения Российской Империи.

Это стало возможным благодаря огромной организационной работе, проведенной Аполлоном Ивановичем Граве по обеспечению дополнительного финансирования расходов на содержание этого учебного заведения.

В 1883 году при физическом кабинете этой гимназии была организована первая в Елатьме фотолаборатория, и только в 1897 году в городе была открыта вторая частная фотография мещанина Пашина.

В 1896 г. в г. Елатьме было образовано общество вспомоществования нуждающимся учащимся в начальных училищах (РГИА Ф. 1287 Оп. 19 Д. 1529 Хозяйственный департамент Министерства внутренних дел. 1895 г. Об учреждении в городе Елатьме в память Александра III Общества помощи бедным детям, обучающимся в уездном, городском и церковно-приходских училищах города 09 января 1896 г. – 18 сентября 1896 г.). Оно оказывало помощь около 180 детям. При этом уездное земство и городские власти выделяли на эти цели пособие соответственно 100 руб. и 250 руб. ежегодно.

30 октября 1898 года в честь 25-летия основания Елатомской мужской гимназии собранием городского управления было принято решение о переименовании ул. Площадной, где располагалась данная гимназия, в ул. Грава. Позже, при советской власти ул. Граве была переименована в ул. Луначарского.

Обучение в гимназии было платным – 30–40 руб. в год, а полный пансион с питанием, проживанием в общежитии, постельным бельем и прочим – до 150 руб. По решению педагогического совета от оплаты за ученье освобождались «заслуживающие того по своему поведению и прилежанию дети совершенно недостаточных родителей». Впрочем, число освобожденных от оплаты воспитанников гимназии не могло превышать 10 %. Бедным ученикам, отличавшимся успехами в учебе и поведении, давалась ежегодная стипендия.

7 января 1901 г. распоряжением по Министерству Народного Просвещения было утверждено «Положение о стипендии в память бракосочетания Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Федоровны при Елатомской гимназии». Согласно Положению, деньги (около 60 руб.) ежегодно употреблялись на плату за право учения в Елатомской гимназии одного бедного, но лучшего по успехам и поведению ученика из детей местных (г. Елатьмы) жителей; остающиеся же от этой уплаты свободные суммы (около 20 руб.) вносились во все время прохождения стипендиатом курса гимназии в сберегательную кассу при Елатомском уездном казначействе; по окончанию курса гимназии и поступлению стипендиата в высшее учебное заведение, все сбережения эти полностью выдавались ему на продолжение образования.

Ранее, в 1874 г. при активном содействии и собственном финансовом вкладе Михаила Васильевича Неклюдова в Елатомской прогимназии была учреждена стипендия им. Камергера Двора Его Императорского Величества Аполлона Ивановича Граве.

Первоначальное обучение было бесплатное по закону, а с 1908 г. оно стало обязательным. В Санкт-Петербурге сохранился ряд дел, касающихся организации всеобщего обучения в Елатьме (РГИА Ф. 733 Оп. 186 Д. 901 Дело о введении всеобщего обучения в городе Елатьме Тамбовской губернии Харьковского учебного округа. Часть 1; Ф. 733 Оп. 187 Д. 509 Дело о школьной сети Елатомского уезда и города Елатьмы Тамбовской губернии Харьковского учебного округа; Ф. 733 Оп. 187 Д. 512 Финансовый план введения всеобщего обучения и о школьной сети города Елатьмы Тамбовской губернии Харьковского учебного округа).

 

Для Елатомской гимназии было отдано добротное двухэтажное белое здание с 14 окнами по фасаду второго этажа. К нему пристроили большое двухэтажное здание красного кирпича с просторными актовым и спортивным залами.

В 1901 году на втором этаже этого здания была освящена домовая гимназическая церковь Иоанна Богослова (в обиходе именовавшаяся Богословской, или Иоаннобогословской).  Гимназисты получили возможность посещать эту церковь, где они находились под присмотром гимназического начальства, тогда как прежде им предписывалось посещать расположенный неподалеку Ильинский храм. Гимназисты обязаны были приходить в церковь по субботам на вечернюю молитву и с утра по воскресеньям. По учебным дням с 8 часов утра там проводилась общая молитва, а затем все расходились по своим классам. Гимназический священник-законоучитель получал денежное содержание от гимназии за службу в гимназической церкви и за преподавание Закона Божьего по 200 руб. и 1800 руб. в год соответственно.

В так называемые «Царские дни», 5 октября (по старому стилю) – день тезоименитства Государя Наследника, 21 октября – день восшествия на престол Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича, 6 декабря – день тезоименитства Государя Императора, 14 мая – день священного коронования Их Императорских Величеств, Государя Императора и Государыни Императрицы и 30 июля – день рождения Государя Наследника Цесаревича Алексея Николаевича, а также в большие церковные праздники занятий в гимназии не было, и все учащиеся отправлялись в Свято-Преображенский собор на торжественное богослужение.

В начале XX века здание с гимназической церковью оштукатурили и побелили, большую часть  двухэтажного учебного корпуса сломали (оставили небольшую секцию в 7 окон по фасаду 2-го этажа), а на месте снесенной части здания (по некоторым данным в 1900 г.) выстроили более просторный, светлый с высокими потолками и широкими окнами двухэтажный учебный корпус серого цвета. В Елатьме его по традиции называют «Серая школа». В Тамбовском архиве, РГИА и Елатомском краеведческом музее сохранились дела этого периода, отражающие облик здания и перестройки этого периода: Проект расширения Елатомской мужской гимназии, рассмотренный Строительным комитетом (вероятно, Министерства Народного Просвещения) 6 октября 1907 г. (экспозиция Елатомского краеведческого музея); Дело об отпуске средств на расширении здания мужской гимназии в гор. Елатьме Тамбовской губернии. 19 марта 1908 г.-15 сентября 1909 г. (РГИА Ф. 1278 Оп. 2 Д. 535 Министерство Народного Просвещения. 1908 г.) и, наконец, Проект перестройки старой оставшейся части здания мужской гимназии между новым зданием и храмом в городе Елатьме, рассмотренный Строительным Комитетом Министерства Народного Просвещения 11 сентября 1914 года и по неизвестным причинам отклоненный (ГАТО Ф. 46 Оп. 1 Д. 1132).

К тому времени в Елатьме имелось два начальных городских училища, одно со статусом уездного, и четыре церковноприходских школы. Также в РГИА сохранились дела Об открытии в г. Елатьме Тамбовской губ. ремесленного училища в приюте имени И. И. Попова (Ф. 741 Оп. 7 Д. 299. 31 марта 1915 г.) и Дело об открытии учительской семинарии в городе Елатьме Тамбовской губернии (Ф. 733 Оп. 181 Д. 40), обсуждавшееся Елатомским уездным земским собранием в 1914 г.

Школьную территорию ограждал деревянный забор, пролеты которого были установлены на прочном каменном основании между массивными кирпичными столбами, тротуар вдоль этого забора и фасада школы был выложен кирпичом и большими известняковыми плитами.

Елатомскую мужскую гимназию в разные годы возглавляли следующие директора: Яблонский Петр Самуилович, Тихий Иосиф Федорович[6], Кректышев Николай Григорьевич, Лонткевич Евгений Федорович. Постоянным почетным попечителем гимназии являлся действительный статский советник Мальвинский Николай Петрович.

В гимназии учились дети дворян, чиновников, духовного звания, городских сословий и в меньшей степени дети крестьян. Для поступления в гимназию требовалось окончить начальное училище или сдать за него экзамены при поступлении. Контингент учащихся гимназии был большей частью приезжий из других городов России: Н.Новгорода, Владимира, Тамбова, Пензы, Ржева, Твери, Новороссийска, Таганрога, а также из Польши. У гимназии было свое общежитие для приезжих учеников.

Все гимназисты во время учебного года обязаны были носить как внутри гимназии, так и вне ее стен форму: гимназическую фуражку синего цвета с белыми кантами (выпушкой) и кокардой с вензелем “Е.Г.” (Елатомская гимназия) между скрещенными лавровыми листьями, серую блузу с кожаным поясным ремнем и такие же брюки на выпуск, а зимой – серую шинель, застегнутую на все пуговицы.

Парадный мундир гимназиста представлял собой полукафтан темно-синего цвета, однобортный, не доходящий до колен, застегивающийся на 9 посеребренных гладких выпуклых пуговиц, с четырьмя такими же пуговицами сзади по концам карманных клапанов, воротник (скошенный) и обшлага прямые одного сукна с мундиром, по верху воротника нашитый узкий серебряный галун, а у обшлагов, где разрез, по две малые пуговицы.

Выбывшие по какой-либо причине из учебного заведения могли донашивать свою гимназическую форму, но без металлических пуговиц и позумента.

Гимназистам, как и военным, запрещалось держать руки в карманах, нарушать установленную форму одежды и переодеваться в гражданское платье. Вне дома ученики всегда были обязаны носить установленную форму, положенные для них полукафтаны полагалось застегивать на все пуговицы. Ношение длинных волос, усов и бороды, а равно излишних украшений, например, колец, перстней и прочего, а также тросточек, хлыстов, палок воспрещалось. Под страхом исключения из гимназии им запрещалось курить и употреблять спиртные напитки, а также появляться на улице позже 7 часов вечера. На вечерние культурные мероприятия и спектакли можно было ходить только в сопровождении родителей. Свою верхнюю одежду, а также фуражки гимназисты оставляли в шинельной.

На первом этаже под церковью находился гимнастический зал, в котором проходили не только уроки гимнастики, но и ученические литературно-вокальные вечера и спектакли, здесь же выпускники сдавали экзамены, сидя за маленькими, широко расставленными друг от друга столиками.

За поведением учеников строго следили классные наставники и дежурные учителя. О проступках гимназистов делались записи в специальном кондуитном журнале. Кроме него существовал штрафной журнал гимназии. Если классный кондуитный журнал служил для соображений при оценке поведения ученика и нравственного состояния целого класса, то внесение в штрафной журнал имени какого-либо из учеников было уже само по себе наказанием и существенно влияло на четвертные отметки за поведение.

В соответствии с Правилами о взысканиях, утвержденными министром народного просвещения 4 мая 1874 г., для учащихся предусматривалось 19 видов взысканий, из которых самым мягким был выговор, сделанный преподавателем ученику наедине, а самым суровым – исключение из гимназии с оповещением о том всех учебных начальств и с лишением права поступить в какое-либо учебное заведение.

Для особо провинившихся существовал карцер. Это узенькая комната, в которой была кровать с соломенным матрацем, одеялом и подушкой, столик, табуретка, на столе керосиновая лампа, тёплая печка. Окно располагалось высоко, метра два от пола. За серьёзные проступки ученикам полагалось отсидеть в карцере от 1 до 24 часов с содержанием на черном хлебе и на воде, как в учебные, так и в воскресные и праздничные  дни.

Те гимназисты, что состояли на пансионе и полупансионе (жили и питались в общежитии) могли быть наказаны лишением за обедом последнего блюда, стоянием за столом во время завтрака, обеда или ужина, сидением за особым столом отдельно от товарищей во время завтрака, обеда или ужина, с лишением одной порции или без этого, оставлением без завтрака, ужина, или обеда с заменой их черным хлебом и водой, а также лишением отпуска в воскресные или праздничные дни на несколько часов или на целый день и даже на несколько воскресных или праздничных дней. Самой суровой мерой наказания для них было удаление из пансиона на время или навсегда.

Строжайше преследовалось употребление учениками в разговорах между собой каких-либо неприличных слов и выражений, всякого рода неблагопристойные разговоры и рассказы и всякое сообщение или действие, противное нравственной чистоте и клонящее к соблазну для товарищей, равно как и всякое подстрекательство товарищей к какому-либо дурному поступку, а тем более к каким-либо групповым беспорядкам. Виновные могли подвергаться в таких случаях даже немедленному исключению из учебного заведения. Ученики должны были сообщать о таких случаях своему классному наставнику. Ученики не должны были составлять между собой и с посторонними лицами каких-либо обществ, или вступать в таковые общества, под страхом немедленного исключения из учебного заведения.

Распорядок дня гимназиста был весьма определенным и достаточно строгим. Вставать полагалось в 6 часов утра, а ложиться спать в 10 часов вечера, так, чтобы для сна было не более и не менее 8 часов. Заниматься приготовлением уроков с половины седьмого часа утра до времени, когда понадобится идти в гимназию, чтобы прибыть в нее в назначенное время. По окончании уроков в учебном заведении употреблять около часу времени на возвращение домой и игры по возможности на чистом воздухе. После того использовать, смотря по времени обеда, или около полутора часов до обеда на приготовление уроков и, особенно, на такие письменные работы, которые не требуют большого умственного напряжения, и два часа на обед, отдых, прогулку и игры, а потом два часа на приготовление уроков, или же сначала два часа на обед, отдых, прогулку или игры, а потом около трех с половиною часов времени на приготовление уроков, с получасовым промежутком для отдыха.

Для сохранения здоровья и для успешности обучения надо было избегать в учебные дни развлечений и увеселений, особенно же в вечерние часы и в ущерб времени, назначенному для сна или для приготовления уроков.

Классическая гимназия Елатьмы пользовалась большой известностью. В ней изучались произведения классиков русской и европейской литературы, а также иностранные языки: древнегреческий, латинский, немецкий, французский. Большое внимание уделялось не только освоению наук, но, прежде всего, культурно-этическому и нравственному воспитанию.

Гимназисты обязаны были оказывать всяческое почтение своим начальникам и наставникам, и при входе их в класс, а также при выходе из класса, вставать со своих мест. То же соблюдалось и при посещении классов посторонними лицами. При встрече с начальниками и наставниками на улице или в ином публичном месте, ученики обязаны были приветствовать их вежливым поклоном, хотя бы они и не были преподавателями их класса. Обращаясь лично к кому-либо из своих начальников или наставников, ученики должны были называть их по имени и отчеству.

Лучшие и наиболее успевающие ученики должны были по возможности помогать своим более слабым товарищам, вразумляя их на счет их обязанностей, объясняя им то, что ими не понято, указывая им, как лучше могут они готовить свои уроки и исполнять письменные работы, но не делая самим за них эти работы и не давая им списывать свои работы, ибо это было бы только вредно для их товарищей и было бы попыткой обмануть наставников. Особенно же следовало им не отказывать в своей помощи заболевшим товарищам.

В отношении ко всем своим товарищам гимназисты обязаны были проявлять вежливость, доброжелательность и дружелюбие. Ссоры, брань и драки между учениками были строго запрещены, но еще строже преследовалось злоупотребление силой против слабейших и, в особенности, против новичков. В Правилах для учеников гимназий и прогимназий говорилось: «Дорожа своей честью, ученики не могут не дорожить честью своего заведения и даже в отдельности честью своего класса, а потому обязаны воздерживаться сами и воздерживать своих товарищей, как в стенах заведения, так и вне оного, от всякого рода поступков, несовместных с честью благовоспитанных детей и юношей, стремящихся к высшему научному образованию, и должны всячески предупреждать такие поступки, которые могут бросить тень на учебное заведение».

Также в истории Елатомской гимназии было много выдающихся учительских имён.

Русский язык и латынь преподавал видный филолог, автор одного из школьных учебников («Учебник теории словесности» Санкт-Петербург, тип. В.С. Балашева и К°, 1893 г.) профессор Борис Иосифович Гвоздиков. Около 14 лет прослужил Борис Иосифович преподавателем в Елатомской мужской гимназии, а затем, в конце июля 1900 года был переведен в Новочеркасскую гимназию по собственному прошению. Как преподаватель, он пользовался заслуженным уважением и любовью учеников не только за высокий профессионализм, но и за гуманное, сердечное к ним отношение. Он также прослыл и большим любителем драматического искусства, был неизменным участником и устроителем городских и ученических спектаклей, лекций, литературных и музыкальных вечеров. Супруга его, Софья Ивановна, также заслужила народную любовь, будучи учительницей городского женского училища).

Физику и математику преподавал Франц Густавович Бельке, попавший в чёрный список за участие в демонстрации 1905 года, где он, “идя без шапки, подтягивал революционные песни”. В результате никакого повышения по службе не получил, несмотря на то, что проработал в гимназии более тридцати лет. В гимназии работали и его дети: Бронеслава (французский язык), Андриан (история и рисование) и Витольд (физика). Последний в 1923 году стал заведующим Елатомским уездным отделом народного образования.

Другой участник той демонстрации – учитель Николай Васильевич Кононенко, преследуемый полицией, в 1908 году уехал из Елатьмы после убийства городового, соучастником которого оказался его сын (Здесь речь идет об убийстве революционерами елатомского городового Ганина в 1907 году).

Православные гимназисты обязаны были в воскресные и праздничные дни, а также и вечером накануне этих дней, посещать общественное богослужение.

Законоучителем, то есть учителем Закона Божьего в мужской гимназии был священник Розанов Иоанн Иоаннович. С 1908 по 1918 год законоучителем в гимназии служил горячо любимый учениками священник Сергей Иоаннович Златоустовский. Летом 1911 года он с группой елатомских гимназистов совершил паломничество в Саров, о чем сохранился подробный очерк. Утром 4 марта 1918 года, когда после длительной осады, с трудом подавив сопротивление местного отряда самообороны, в Елатьму вошли красногвардейцы. Под вечер они арестовали отца Сергия, повели в штаб с пением «Со святыми упокой» и потребовали расстрела. Но на него обратил внимание комендант гвардии и приговорил вместо расстрела к тюремному заключению. В тюрьме батюшка пробыл двенадцать дней, там красногвардейцы ежедневно издевались над ним и грозили расстрелом. На тринадцатый день отца Сергия отпустили со словами: «Идите и не темните людей, а ведите их к свету…» На слова священника о том, что он всю жизнь стремился сам быть светильником для народа, сам делил в голодные годы свой хлеб со своими прихожанами, а в Елатьме свое жалование с бедными учениками, комендант ответил: «Вот за это мы Вас и выпускаем».

И. Ф. Тихий сумел привлечь в гимназию хороших эрудированных преподавателей не только для основных предметов курса, но и для обучения музыке – Китлера (автора популярного вальса “Ожидание”) и французскому языку – француза по происхождению Павла Алексеевича Дютруиля. В дни зимних и весенних каникул давались концерты, читались популярные лекции, ставились любительские спектакли с участием преподавателей и гимназистов. Позже И. Ф. Тихого перевели в центр учебного округа – в Харьков. Также сохранилась память о Виноградовой М. В. – выпускнице Строгановского училища; Суворове А. С. – выпускнике юридического факультета Московского университета; Алексеевой Е. Н. – выпускнице Ленинградских высших женских курсов; Величковской М. Н. – выпускнице Епархиального Тамбовского училища.

Правительство Императора Николая II проявляло большую заботу о педагогических кадрах. 25-летний педагогический стаж обеспечивал учителю пенсию в размере годового оклада. Каждые пять лет стажа сверх этого добавляли еще 1/5 пенсии. После смерти педагога пенсия выплачивалась его семье. Существенные доплаты полагались за проверку письменных работ, проведение дополнительных уроков сверх ставки и классное руководство. Директора, инспекторы, врачи, библиотекари гимназий жили в казенных квартирах, помимо жалованья получали «столовые» деньги. Учителя и руководители министерских мужских гимназий были причислены к рангу государственных служащих и носили соответствующие мундиры.

Классическая гимназия Елатьмы была широко известна в Российской империи. Среди всех малых городов России Елатьма занимала первое место по количеству выпускников гимназий, окончивших Московский университет в середине XIX – начале XX века. В аттестат зрелости, выдававшийся выпускникам Елатомской гимназии, входили следующие предметы: Закон Божий, Русский язык и словесность, Логика, Латинский язык, Греческий язык, Математика, Физика и математическая география, История, География, Немецкий язык, Французский язык.

В 1918 году Елатомская гимназия была переименована в Единую трудовую школу первой-второй ступени. В конце 20-х  – начале 30-х годов XX в. стала школой-девятилеткой с педагогическим уклоном и проводила большую работу по ликвидации неграмотности среди крестьянского населения окружающих сёл и деревень.

Среди выпускников школы: Васильев А.А. – первопроходец нашего неба, знаменитый авиатор России (1882 – 1918 г.); Органов М.Г. – доктор геолого-минералогических наук, профессор (1902 – 1973 г.); Лаптев А.М. – член корреспондент Академии художеств СССР (1905 – 1965 г.); Грибков Н.И. – Герой Советского Союза; Тихонов М.В. – директор Московской киностудии документальных фильмов; Беляева В.В. – заслуженный врач РСФСР, Лизоркин П.И. – видный математик, профессор МИФИ (1922 – 1993 г.), замечательный русский поэт Жильцов В.И. – председатель Нижегородского отделения Союза писателей России, секретарь правления Союза писателей России (1946 – 1210 г.) и многие другие.

Во время Великой отечественной войны в 1941 – 1943 г.г., находясь в эвакуации, в школе преподавал военную подготовку Борис Михайлович Чесноков (1891 – 1979 г.), бывший первым председателем комитета Лиги тяжелой атлетики и борьбы, председателем коллегии футбольных судей, с 1923 года в течение 30 лет – бессменным председателем и заместителем председателя Всесоюзной и Московской федераций борьбы и их судейских коллегий. Б.М. Чесноков на протяжении многих лет вел чрезвычайно разнообразную журналистскую деятельность: редактировал журнал “К спорту!”, заведовал спортивными разделами в газетах “Правда” и “Красный спорт”, журналах “Огонек” и “Прожектор”, возглавлял издательство “Физкультиздат”, осуществил выпуск первого в СССР “Энциклопедического словаря по физической культуре”. Кроме того, он был заведующим кафедрой физвоспитания в МГПИ, кабинетом методики ЦНИИ физкультуры.

В начальных классах Елатомской средней школы учился его сын – Чесноков Юрий Борисович (1933 г.р.), будущий Заслуженный мастер спорта, Заслуженный тренер СССР, олимпийский чемпион, чемпион мира и Европы, обладатель Кубка европейских чемпионов, обладатель Европейского Суперкубка, многократный чемпион СССР, вице-президент Международной федерации волейбола (ФИВБ), президент тренерской комиссии ФИВБ. В 2000 году он первым из иностранных спортсменов-мужчин стал членом Зала Волейбольной Славы в Холиоке (США), в том же году на родине был удостоен титула “Легенда спорта уходящего века”.

В этой школе с 1953 по 1964 г. учился поэт, член Союза Писателей России, возглавивший впоследствии Нижегородскую писательскую организацию, Владимир Иванович Жильцов.

В 1960-х гг., когда количество обучающихся превысило проектные возможности учебных корпусов, школьный комплекс был дополнен рядом построек (деревянные корпус, мастерские и пр., подробнее см. на планах из Архива БТИ). В настоящее время почти все они снесены.

После переезда школы в обновленное здание в 2012 году школьный комплекс был заброшен.

 

Актуальность информации
Последнее изменение данных об объекте: 19 апреля, 2022 в 4:05
Поделитесь этой страницей: